Опубликовано 11 октября 2018 года

Мы нашли признаки конфликта интересов у депутатов из Краснодара, Казани и Екатеринбурга

Александр Автонагов, Александр Вавилов, Роман Романовский, Игорь Сергеев

Мы выяснили, что депутат городской думы Краснодара возглавляла подведомственное мэрии города предприятие, депутаты заксобрания Свердловской области арендуют помещения под депутатские приемные у собственных юридических лиц, а депутаты комиссий Казанской городской думы занимаются бизнесом в тех же областях — строительстве, ЖКХ, природопользовании и энергетике, — что и регулируют.


Краснодар и Краснодарский край

Наталья Альшева

Наталья Альшева была председателем комитета по вопросам экономики, торговли, сельского хозяйства, предпринимательства, инвестиционной политики и информатизации городской думы Краснодара. Одновременно она была гендиректором МУП «Комбинат школьного питания № 1», подведомственного мэрии Краснодара и дотируемого из бюджета. После нашего обращения в июне городская прокуратура внесла представление в городскую думу, и Альшева подала заявление о прекращении полномочий председателя комитета.

Прочие депутаты Краснодара и Краснодарского края

Еще в одиннадцати случаях возможных конфликтов интересов в деятельности депутатов (четыре в городской думе Краснодара и семь в Законодательном собрании Краснодарского края) прокуратура не нашла подтверждения наших доводов (1,2).

Игорь Брагарник

Людмила Головченко

Галина Качура

Дмитрий Лоцманов

Аслан Нехай

Батырбий Панеш

Вячеслав Сбитнев

Батырбий Тутаришев

Сергей Чабанец

Сергей Шатохин

Владимир Ященко

Екатеринбург и Свердловская область

Илья Бондарев

Илья Бондарев — заместитель председателя комитета по бюджету, финансам и налогам Законодательного Собрания Свердловской области. Одновременно - генеральный директор ООО «Агро-Актив», которое, в свою очередь, является управляющей организацией ООО «УГМК-Агро», производителя молока. Комитет, в котором заседает Бондарев, в 2017 году выступил за бюджетное субсидирование производителей молока и за приоритетное выделение бюджетных ассигнований компаниям, которые занимаются молочным скотоводством.

Предприятия, входящие в «УГМК-Агро» или управляемые «Агро-Активом», в 2016 году продали несколько земельных участков ОАО «ОЭЗ «Титановая долина» — управляющей компании особой экономической зоны в Свердловской области. Средства за покупку земли для расширения ОЭЗ выделяются из регионального бюджета. Кроме того, «УГМК-Агро» заключило четыре контракта с Законодательным Собранием Свердловской области на аренду нежилого помещения на первом этаже молочного завода в Верхней Пышме. Это помещение заксобрание использует в качестве общественной приемной самого Бондарева (1, 2, 3, 4 ).

После нашего обращения прокуратура подтвердила нарушение в ситуации с арендой помещения общественной приемной заксобрания и уведомила его председателя.

Как оказалось, эта практика распространена среди депутатов Заксобрания: мы выяснили, что два других областных парламентария, Евгений Зяблицев и Андрей Жуковский, тоже арендовали помещения под приемные у своих же юрлиц.

Евгений Зяблицев

Евгений Зяблицев — депутат заксобрания Свердловской области и учредитель ООО «СТАТУС-М». Эта компания по трем контрактам с Законодательным Собранием Свердловской области (1, 2, 3) сдает в аренду нежилое помещение в Екатеринбурге для использования в качестве депутатского центра. Причем использует этот центр сам Зяблицев.

Об этом нарушении мы написали в прокуратуру Свердловской области.

В мае Прокуратура подтвердила, что в действиях Зяблицева есть признаки конфликта интересов. Позднее депутат передал ООО «СТАТУС-М» в доверительное управление некой Галине Ивановне Зяблицевой — предположительно, своей супруге.

Андрей Жуковский

Андрей Жуковский — депутат заксобрания Свердловской области и учредитель ООО «Терция». Компания сдает в аренду заксобранию нежилое помещение в Екатеринбурге, которое используется в качестве депутатского центра Жуковского, и другое помещение под депутатский центр его коллеги Евгения Лобова. Жуковский при этом является членом комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах и имуществе депутатов, которая, среди прочего, рассматривает вопросы о конфликте интересов депутатов.

По нашему обращению прокуратура подтвердила нарушение и направила представления спикеру заксобрания Свердловской области и в следственное управление СК по региону.

Владимир Крицкий

Владимир Крицкий — председатель комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и землепользованию, а также член комиссии по бюджету и экономической политике Екатеринбургской городской Думы. Одновременно Крицкий — управляющий по недвижимости строительного холдинга «Группа ЛСР» на Урале. В 2017 году депутат выступил в поддержку концепции застройки территории в Верх-Исетском районе Екатеринбурга, разработанную под проведение международной выставки «Экспо-2025». Заказчиком концепции была «Группа ЛСР». При обсуждении бюджета на 2018 год он поддерживал обращение депутатов к администрации Екатеринбурга с просьбой выделить средства на строительство метро и жилого района на площадке «Экспо-2025».

В феврале мы обратились по этому поводу в прокуратуру, которая не обнаружила у Крицкого признаков личной заинтересованности.

Прочие депутаты Екатеринбурга и Свердловской области

Мы обнаружили признаки конфликта интересов у семи депутатов Екатеринбурга и Свердловской области, но прокуратура не нашла признаков личной заинтересованности ни у кого из них.

Виктор Ананьев

Юрий Дозорец

Александр Найданов

Игорь Плаксин

Владимир Рощупкин

Владимир Смирнов

Николай Смирнягин

Казань и Татарстан

Дмитрий Анисимов

Дмитрий Анисимов — бывший член комиссии по градостроительству и жилищно-коммунальному хозяйству Казанской городской думы, ныне глава комитета ЖКХ Казани. Одновременно — учредитель ООО «Управляющая Компания Миллениум». В составе комиссии и как глава комитета Анисимов мог принимать решения по вопросам капремонта домов, благоустройства придомовых территорий, размера оплаты услуг ЖКХ в Казани.

Мы обратились по этому поводу в прокуратуру, которая не обнаружила у Анисимова признаков личной заинтересованности. К сожалению, то же касается и 25 депутатов Казани и Татарстана: во всех случаях прокуратура не обратила внимание на наши аргументы и не установила наличие признаков конфликта интересов.

Прочие депутаты Казани и Татарстана

Талгат Абдуллин

Ильшат Аминов

Азат Бикмурзин

Илья Вольфсон

Мунир Гайнуллов

Ильшат Ганиев

Илдар Гимадеев

Нияз Гиниятов

Геннадий Глушков

Азат Ислаев

Марат Нуриев

Александр Поливин

Рустам Рамазанов

Ирек Салихов

Делюс Сиразетдинов

Дмитрий Солуянов

Раис Сулейманов

Рустам Халимов и Наиль Маганов

Эмиль Хуснутдинов

Мухамeтвалей Хуснутдинов

Сергей Черепанов

Марат Шагитов

Рафаэль Юнусов

Шамил Ягудин

Выводы

  • Разные правоохранительные органы (в нашем случае — прокуратуры разных регионов) по-разному квалифицируют конфликт интересов.
  • В представительных органах всех уровней нет механизмов выявления нарушений антикоррупционных обязанностей, запретов и ограничений.
  • Местные нормативные акты представительных органов власти не приведены в соответствие с федеральными антикоррупционными нормами: они не содержат часть запретов, касающихся управления коммерческими и некоммерческими организациями и урегулирования конфликта интересов в целом. Это приводит к тому, что нормы на местах могут толковаться произвольно.

Наши действия

  • В новом созыве Екатеринбургской городской думы из семи депутатов, по поводу которых мы обращались в прокуратуру, остались только трое: Крицкий, Смирнов и Смирнягин. Прокуратура подтвердила выявленные нами нарушения у депутатов Свердловской областной думы Бондарева, Жуковского и Зяблицева. Депутат краснодарской гордумы Альшева покинула комитет по вопросам экономики, предпринимательства, инвестиционной и информационной политики, информатизации.
  • Мы направили в Администрацию Президента РФ предложение распространить на депутатский корпус требования Указа Президента Российской Федерации «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», касающиеся, в том числе, формирования их состава, чтобы лишить думские комиссии возможности принимать ангажированные решения при рассмотрении конфликта интересов. 17 сентября из Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции ответили, что «изложенное в обращении предложение принято к сведению».
  • Мы предложили Совету при Президенте по противодействию коррупции и Правительству РФ разработать обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов для депутатов всех уровней с учетом специфики их деятельности и результатов нашего исследования. 10 сентября Аппарат Правительства РФ перенаправил наши предложения на рассмотрение в Минтруда России, Минюст России и Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. 14 сентября Минтруда России сообщило, что рассмотрит наши предложения и, возможно, учтет их в рамках дальнейшей подготовки обзоров практики правоприменения в сфере конфликта интересов в исполнение поручения, содержащегося в Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2018 г.